Факты про Афганистан (и афганцев) - продолжение-3

Руз бахайр, хонендахои азиз! Как и обещала подписчикам, в этот раз будет пост про еду. Однако, сразу оговорюсь, что речь пойдет не об аутентичных афганских блюдах, которые они едят дома (в Афганистане, то есть), - увы, тут мой опыт ограничивается поеданием джеляби, симян и соленого жареного гороха, - а о той еде, которую моя родня готовит, живя в России, из местных продуктов, а также о том, как у нас с ними категорически не сходятся вкусы, или, напротив, сходятся. Фото будут тоже вперемешку, что-то из инета, что-то сама на телефон снимала, пардон за качество, камера - отстой.


№11. Еда. Пищевые привычки родни, от которых я была в легком шоке (и нет, на фото просто типичная праздничная сервировка для свадьбы, а не то, что золовки готовят)

Этнология, Афганистан, Афганцы, Культура, Собственные наблюдения, Еда, Длиннопост

Итак, по порядку. Чтоб сразу расставить все точки над Ё: я ненавижу готовку. Во-первых, не испытываю священного трепета перед едой в силу не очень сытого детства (что дали, то и ешь). Во-вторых, у меня просто нет времени торчать на кухне по 3-5 часов, готовя разносолы, так как 3-4 работы предполагают, что я обычно готовлю тазик еды, фасую по порционным плошкам, кладу в холодильник и по мере необходимости разогреваю в микроволновке. Часто приходится есть в машине, так что могу и не греть. Ну и, в-третьих, годы такого идиотского образа жизни привели к логичному итогу – ЖКТ просажен в ноль, набор продуктов, который я могу съесть и не помереть от колик, невелик. Так что все мои кулинарные способности ограничены парой-тройкой каш, парой-тройкой простецких супов, минимальной обработкой овощей и омлетами. И тут, как на зло, свалилась до жути привередливая в плане еды родня.


Первое, что бросилось в глаза (да и желудок тоже взвыл) – сколько, нет, СКОЛЬКО они льют растительного масла везде!!! Мне одной пол-литровой бутылки хватает на 3 месяца, а трое родственниц мужа умудряются уделать ее за неделю. Жарится все практически во фритюре, масло для элементарной яичницы наливается чуть не до середины бортиков сковороды. Потом они его сливают обратно в бутылку, и так до тех пор, пока там не будет нечто, напоминающее на вид солярку. Даже когда делается суп, овощи обжариваются чуть не в стакане масла. И пофигу, что потом туда еще добавляется жирное мясо. Как они это едят, я и мой панкреатит вообще не представляем. Ну и жаба душит за такое нерациональное использование продукта.


Расспросы показали, что в Кабуле нет подсолнечного масла, но есть кукурузное. И оно стоит по местным меркам весьма недешево, поэтому его и «гоняют» многократно из сковородок в бутылку и обратно. Но наливать его по самые бортики и жарить все во фритюре они не перестают. Кстати, параллельно всплыл еще один интересный момент: в нашем смысле «варить» еду они не умеют, а вареную еду не понимают вообще, морщатся, едят с таким видом, будто я им говна в тарелку положила. Запекать мясо они тоже не умеют, и есть, соответственно, не могут. Мясо поедается либо в виде всяких шашлыков-кебабов, жареных на открытом огне, или опять проклятый фритюр. Курицу или рыбу – только во фритюре. И если курицу-гриль они еще могут есть, не изображая вселенскую скорбь, то накормить рыбой (кроме жареной во фритюре) просто нереально. Начинаются рыдания, что она воняет, что на вкус как моча (интересно, это они откуда выяснили?) и прочее. Такая реакция хоть на весьма приличные виды рыб (лосось, к примеру), запеченные в духовке, хоть на минтая в кляре. Даже прожив более 10 лет в разных городах России, муж начал есть запеченную в фольге горбушу только после того, как потерял высокооплачиваемую работу и теперь ест то, что я купила исходя из возможностей бюджета, а не то, что привык. И – внезапно! – рыба перестала вонять, и вообще с лимончиком вполне себе еда.


Котлеты. Увидев котлеты, муж скривился аки гремлин от света. Уж не знаю, что за котлеты были у них в студенческой столовой, но у меня ушло больше года, чтоб доказать, что это нормальная еда, и их можно делать из нормального мяса дома, без хлеба и прочего, и это вкусно. Рыбные котлеты не признает ни он, ни его сестры, ни племянница. Ну и ладно, я тоже не люблю.


Хлеб. Едят его (по моим меркам) в огромных количествах. Надо не меньше одной лепешки грамм на 400 каждому на один прием пищи. Формовой хлеб не понимают, берут армянские и грузинские лепешки и лаваши. Как мне разъяснили, в Кабуле с хлебом дело обстоит так. Дома каждая семья заводит тесто, в зависимости от размеров семьи, вплоть до 10 кг на раз, но дома его печь негде. Поэтому кто-то из женщин и детей берет эту «кастрюлю» с тестом и топает в ближайший «хлебный», где есть печь. Там за небольшую плату им это тесто выпекают, и они тащат его домой к завтраку. В лучшем случае останется немного на обед. Но чаще всего, такие походы случаются перед каждым приемом пищи. В основном мука пшеничная, высший сорт. Редко кто печет ржаной хлеб. По крайней мере, мои золовки и муж отказываются есть всякие «фитнесс»-хлебобулочные изделия с семечками, цельным зерном, ржаной мукой и прочей корицей. По их мнению, хлеб – это лепеха из белой муки. И точка. Самое лично для меня обидное, что их метаболизм позволяет лопать столько углеводов и не толстеть. Девицы едят по кило-полтора булок в сутки, и тощие как швабры. С возрастом, конечно, вес набирается (сужу по старшим сестрам и свекрови), но любовь к булкам не проходит. Муж говорит, что кабульский хлеб, по сравнению с местным, просто амброзия. Фото с просторов. Собака прикольная.

Этнология, Афганистан, Афганцы, Культура, Собственные наблюдения, Еда, Длиннопост

Чай. Пьют чай, буквально, ведрами. Причем чайник-заварник, в котором можно заварить концентрированный чай, а потом разливать понемногу, разбавляя кипятком – это от лукавого. Я с ног сбилась, пока нашла огромный заварник с отсеком для чайного листа, в который заливается 2 литра воды. Лично я раньше понимала выражение «поставить чайник» как просто вскипятить воды и уже в кружке разбавить заварку, или залить пакетик. А тут, оказывается, это означает не только вскипятить воды, но в этом же чайнике заварить «готовый» чай, который из чайника же разливается по кружкам. Видимо, «наш» способ для них выглядит не менее странно, как «их» для меня. Нечто подобное видела в узбекских забегаловках, где также подавали здоровенный чайник (но там были несколько пакетиков чая и лимон), а не отдельный чайник с заваркой и кипятком («чайная пара», как это называлось при царской России). Не берусь утверждать, что все россияне бы удивились от такого способа заварки чая, но я такое вижу в первый раз. Вот бы они обалдели, если бы увидели самовар. Так вот, чаю каждый из них поглощает в сутки около 3-4 литров, причем в основном зеленого и с кардамоном.


Кардамон – это отдельная история. Когда я им сказала, сколько стоит здесь 100 грамм кардамона – не поверили, пошли искать сами. Вернулись с вытаращенными глазами. В итоге с каникул привезли чуть не килограммовый пакет сушеного кардамона и ступку. Теперь пьют «привычный» чай. Может, это только в их семье так принято, не знаю. Но они даже без чая кардамон заливают и пьют. А еще привозили жвачку «оттуда» - со вкусом кардамона. Жаль, не сфотографировала, сами же ее и сжевали в день дарения, я не смогла…


Субпродукты. Я такое даже видеть не желаю, а они уплетают за обе щеки. Особенно впечатлило, что варят целую баранью башку и потом колупают мозги-глаза ложкой. Суп варят обычно из костей (приходится искать распиленные говяжьи или бараньи ноги без копыт). И едят прямо с костями! А чтоб это было возможно, был изобретен такой девайс: афганская пароварка (на фото).

Этнология, Афганистан, Афганцы, Культура, Собственные наблюдения, Еда, Длиннопост

Этот агрегат создает давление пара, за счет которого любые кости размягчаются до состояния хлебушка. Кстати, в этой штуке можно готовить гороховую кашу за 20 минут, даже его предварительно не размачивая. Вообще универсальная кастрюля – в ней и корму, и шорбу, и что угодно можно сделать за 30 минут. Технология такая: наливается хренова куча масла (см. начало поста); потом туда крупно режется лук, причем не кольцами, а поперек, как бы дольками, и не менее крупно рубится чеснок. После небольшой обжарки туда же идет пара столовых ложек томатной пасты. Опять жарится. А потом – все остальное, что под руку попадет – овощи, нут, чечевица, мясо, кости, короче, без разницы. Но обязательно – бульонные кубики Галина Бланка. Всякие Магги и прочие аналоги не признаются. Если нет костей, то потроха сойдут. А баранья башка вообще просто в дико соленой воде с чесноком варится. По моим наблюдениям, с костями – 40 минут, голова – 50, просто с мясом – 30 (горох тоже), а овощные блюда – за 20 минут готовятся.


Фишка этой конструкции – винт. Крышка закрывается, чтоб не сорвало, но в ней есть 2 отверстия для сброса лишнего пара. Иногда чугун не выдерживает и эта штука делает мощный взрыв. Поэтому в целях соблюдения техники безопасности после закручивания винта с кухни уходят. Наш котелок – самый маленький из «линейки», обычно варят на всю семью в 10-15 литровом. Я пристроилась варить тут гороховую кашу с копчеными ребрами… уууу… в обычной мультиварке 2 часа варилось, да еще замачивался горох, да еще при закипании пена сбегала. А тут промыл, вывалил, залил водой. Скидал приправы, закрыл, 30 минут – готово! Крутая штука, я считаю. И наконец-то, после того, как они привезли эту беду, прекратились стенания по поводу «ужасных» местных супов. Кстати, пол-литра масла при таком способе готовки ощущаются намного легче, чем если все те же продукты варить в обычной кастрюле. Ну и я вообще ни разу не разобралась в названиях, но, чаще всего, если одно и то же готовить в масле и потом чуть-чуть воды, то это корма, а если пару литров воды – то шорба, ну или суп.


Плов. Много и разных – сладкий плов, без мяса, с мясом, с разным мясом… Главная проблема – «тут нет нормального риса!!! Это что вообще за рис такой???». А «нормальный» - из Афганистана привозят только в Москву и продают по ценам, которые я в кошмарах только видела. Я не представляю, как можно за 400-500 р. продавать пачечку меньше кило. При этом тот же самый рис в Кабуле продается 7 кг мешок меньше чем за сотку афгани. Как-то привезли пару таких мешков. Ну да, разница заметна – он очень длинный. Раза в три длиннее самого длинного риса, который у нас здесь продают под видом индики. И вообще не слипается. Слопали они 14 кг риса меньше чем за месяц.


Для плова сгодился «недовок», купленный сто лет назад в Эльдорадо. Фруктовый плов делали пару раз, так что я не запомнила толком нюансы. Но там был изюм и морковь. Барбарис моя родня не кладет. Для плова привезли вот такую приправу (фото).

Этнология, Афганистан, Афганцы, Культура, Собственные наблюдения, Еда, Длиннопост

Одной чайной ложки на полный такой казан вполне достаточно, так что пакета надолго хватит. Наиболее часто делают «быстрый типа плов». В кастрюле промывается рис и заливается кипятком. Параллельно в «воке» жарится лук и чеснок, порубленный здоровенными кусками. Потом та же томатная паста. Потом – мясо или птица. Можно кинуть куриные ноги, можно просто курицу прямо с костями нарубить на куски. Да и баранину тоже с костями кидают. Говядину с костями не засунешь, ибо кости большие. Свинину сначала не ели, фукали, а потом распробовали и теперь это «индейка» для кабульской родни, но мы-то знаем ;) Тут дело в том, что эта конкретная семья не правоверная, но вид делают, ибо «мардом чи мега». Но когда никого из этих самых «мардом» нету – пищевые запреты улетучиваются. Просто раз у них нет свинины, то это было сродни как для среднего сибиряка поесть крокодила или змею.


Так вот, кидают в обжарку мясо (любое), и ставят на огонь рис, который варится до 80% готовности. Потом рис перекладывается поверх мяса. В стакане кипятком разводится чайная ложка специй и выливается в рис. Надо так размешать, чтоб цвет был равномерный, и мясо не вытащить наверх. Потом все это дело накрывается крышкой, обмотанной вафельным полотенцем и еще минут 15-20 на медленном огне доходит. Как только пошел запах «чего-то пригорело» - начинается писк-визг: «ай, блин, опять прошляпили!». Нижний слой чутка пригорает, но как мне объяснили, и дома при соблюдении технологии (а там это дело на газовой горелке готовят) пригорание неизбежно. Поэтому вниз кладется рис. Потом мясо, потом остальной рис. Горелый рис выкидывается. Но тут приличный рис дорогой, поэтому вниз они придумали кидать «фиговый» рис типа японики, все равно есть не будут.


Яичница. Как обычно, наливается полная сковорода масла. В нем жарится лук, чеснок, помидоры до каши, потом вбиваются яйца. Как только чуть схватился желток – снимается с огня. Поедается руками, вымакивая содержимое тарелки кусками лепешки. Поэтому излишки масла никого не смущают – с хлебом нормально. Да, кстати, даже суп едят руками, без ложки – макая куски хлеба. В гостях, конечно, столовыми приборами пользуются, но вот дома – нет. Поэтому суп или любая другая еда сначала остужается, а потом уж едят.


Манты. Ну тут ничего особо оригинального, за исключением того, что у нас нет пароварки. Засим слепленные манты (только там не фарш, а рубленое мясо трех видов, лук, чеснок) выкладываются на овощную подушку (обычно это болгарский перец и томаты, обжаренные, как всегда, в литре масла), заливается все водой на 2/3 высоты бортиков сковороды, накрывается крышкой и минут 20-30 булькает на медленном огне. Подается обильно политым пересоленной сметаной, которая играет роль «чакка», но не оно.


Булони. Нет, это не блины, хотя все мои знакомые афганцы путают эти слова. Булони – это что-то типа чебуреков, но с другой начинкой. Чаще всего, у моей родни это размятая вареная картошка с мелко порубленным свежим перцем чили (который зеленый, а не красный). Тесто обычное дрожжевое годится, только раскатывать надо потоньше. Жарится, как обычно, во фритюре, или на сковороде, по самое не могу залитой маслом.


По каким поводам происходит «битва титанов». Обычно камень преткновения – абсолютно небережное отношение к еде. Они привыкли дома есть на каждый прием пищи разные блюда. То есть, что было на завтрак, на обед уже не подают, что осталось с приема пищи – выкидывают, вы представляете, выкидывают! И это «нищие» (по нашему представлению) афганцы! Моя первая реакция была – вы что там, совсем охренели, еду выбрасывать??? Кое-как приучила готовить ровно столько, сколько съедят без остатка. Иначе беда – выкинуть я не могу, жаба душит, и сама такое есть не могу – диета по мед.показаниям. Ну не пойду же я по соседям выменивать одни ништяки на другие. Путем ора и угроз пришибить за порчу продуктов, консенсус был достигнут.


И ладно бы, денег было немеряно, так вечно ноют, что не хватает. А едой швыряться - кое-как отучились. Еще проблема – они привыкли, что овощи, особенно зелень, стоят дома сущие копейки и всегда есть свежие. Поэтому поход даже в приличный овощной был шоком. Особенно их убила цена шпината, который они дома едят «ведрами». Еще сильнее они обалдели зимой. А то – цена на простые помидоры вырастает за пару месяцев в 5-7 раз, достигая 350 р за кг, и это не предел. Мои бедные родственники никак не могли принять факт, что какие-то помидоры стоят в полтора раза дороже курицы. И что вся зелень обычно дохлая и в пакетиках. А еще постоянно страдали, что фрукты позорные и выбора нет. И манго, блин, зеленый, а они привыкли к желтому сорту. И виноград какой-то кислый, а вот у них всегда сладкий и без косточек. И бананы ужасные. И ананасов нету. И вообще, как вы живете на одних яблоках? Ну блин, местность такая, что поделать. Не выгодно всю эту тропическую лабуду к нам везти, она по дороге проквасится, или в магазине постигнет та же участь. Ибо местные не привыкли такое употреблять, да и денег особо нет на кокосы-маракуйи. А тут 8 месяцев зима, какие еще кроме яблок фрукты?


После изучения цен на орехи родня впала в тихую панику. Дома-то у них полный сад этих грецких орехов и фисташек, мешками собирают, и даже на продажу остается. Короче, мама дома им заготовила пару пакетов этого добра, летом ездили на каникулы, забрали. Едят по горсточке, экономят. Это им до зимы запас, потом на зимних каникулах еще притащат. Жаль, что ФлайДубай больше 20 кг багаж не дает возить.


К чаю золовки делают джеляби – жидкое сладкое тесто а-ля оладьи наливается во фритюр (конечно же, а как иначе) в виде спирали. Потом вытаскивается и обсыпается сахаром. Скорее всего, это опять «адаптация», так как привезенный «оттуда» в коробочке аутентичный продукт имел иной вкус, будто в карамели, а не просто обсыпан сахаром.

Еще привозили такую вот штуку, «симян» (на фото ниже).

Этнология, Афганистан, Афганцы, Культура, Собственные наблюдения, Еда, Длиннопост

Это тесто из крахмала, со всякими специями, жарится, как вы догадались, во фритюре. Продается в пакетах и на вес. Как сказали местные знакомые: под пиво – самое оно. Вкус непривычный, от перца сначала некоторое недоумение и много не съешь, но если он постоит подольше, острота уходит и можно есть горстями. Но калорийно, и это минус.


Чуть про «салат» не забыла. Помидоры-огурцы крошатся крупно, берется кефир или сметана (но ее надо разбавлять водой), и дофигища соли, чтоб аж глаза выпали. Ну, это на мой вкус, а им нормально, чем круче насолили, тем лучше. И еще вот такая приправа – «зеленый перец», из чего, не знаю, напоминает хмели-сунели, но острее. Такая вот получается окрошка. И стандартная приговорка, что тут не продается чакка, вот она вкусная, не то, что эта сметана.

Этнология, Афганистан, Афганцы, Культура, Собственные наблюдения, Еда, Длиннопост

Что я еще «нового» узнала. От чеснока – внезапно – болит горло, поэтому при простуде его есть нельзя! А если много чеснока скушать, то голова заболит. Про желудок – ни слова. Они едят лимоны, вишню, сливы с солью. Лимоны с солью вообще как конфеты заходят, даже не морщатся. К любой еде нужна тарелка с зеленью и овощами, без нее никак. Отдельно как блюдо овощи (сырые) не воспринимаются, их надо есть вприкуску с основным блюдом. Просто салат из помидоров-огурцов – не еда. Картофельное пюре – это еда для беззубых, как, впрочем, все каши такого плана и любые крем-супы и протертые яблоки. Гречка – это фууууу! Но через год очень даже ничего. Творог и прочую местную молочку не признают, ибо «у них дома все вкуснее». А муж говорит, что творог «воняет». На нервной почве эти товарищи реально теряют аппетит и не могут есть. Только свой чай дуют литрами. А еще есть отличный завтрак – сгущенку разбавить водой 1 к 1, и ухнуть туда сырое яйцо. Пить натощак. Я бы проблевалась, а им хоть бы что. Зато они не выносят домашний квас. И вообще любой, даже магазинный. А хурма – это вообще финики. Вот была хохма, когда одна из мужниных сестер хотела покрасить волосы в цвет «хурмы», а краски показывала мне все в духе «темный шоколад». Долго же я соображала, отчего не рыжий цвет и почему у них хурма коричневая.


Это еще что, хорошо хоть не монголы попались. Как-то раз накормили настоящие монголы пельменями по-монгольски, до сих пор под впечатлением. Берется вода – литр, вливается литр молока, кидается туда же пара пакетиков черного чая, солится, кидается горсть вяленого мяса (запах как у бараньего жира), кипит, потом туда вываливаются пельмени. Как они всплыли – можно кушать. Как суп. Вот это вот все. Сразу вспомнилось детство, когда пичкали горячим молоком с бараньим или барсучьим жиром. Хорошо, что не монгольская кухня. Там кишок еще больше, и кровища.


В итоге родственники готовят себе свою «гибридную» кухню, а я тихонько ем творог, рыбу и гречку, на которые никто не покушается. Мне даже орехов отсыпали.


Судя по размерам простыни, на этом пора откланиваться. В следующий раз предлагаю тему «молодые афганцы в интернете» - тоже много сугубо национальных черт прослеживается, интересно наблюдать. Может, и подписчикам будет интересно. За одним и про моду на «атеизм в сети» расскажу.


В завершение - жареный горох (нут) по 300 афгани за упаковку. Желтый - от куркумы. а если он уже карамельного цвета - то пережареный, со дна казана, такой по 50 на рынке. Тоже под пиво зашел неплохо.

Этнология, Афганистан, Афганцы, Культура, Собственные наблюдения, Еда, Длиннопост

ЭтнологияАфганистанАфганцыКультураСобственные наблюденияЕдаДлиннопост

О сайте | About this site

Этот сайт был создан в первую очередь для людей. Для людей, которые любят смех и веселье.

This site was created primarily for people. For people who love fun and laughter.

О контенте | About site content

Сайт содержит контент 18+. Содержание сайта не является уникальным и представляет собой сбор информации с разных ресурсов. При добавлении контента модерация не происходит.

Site content is 18+. Site content is not unique and is a compilation of information from different resources. There is no moderation when adding content.

Внимание ! | Caution!

Создатель сайта ни как не хочет обидеть чувства верующих, сексуальных меньшинств и других групп пользователей. Если все-таки обидели, простите.

The creator of the site, neither as e wants to hurt the feelings of believers, sexual minorities and other groups of users. If all the same you felt hurt, I'm sorry.

Наши друзья | Our friends

About