История про бронзовые комиксы с которых началось Итальянское Возрождение.

Замучили затяжные проекты? Ха, да что вы о них знаете. Вот один художник целых пятьдесят лет делал двери к собору — и ничего, не хныкал.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

Баптистерий Сан-Джованни на площади  Пьяцца дель Дуомо во Флоренции. О нем и пойдет речь.


Дело было во Флоренции. В 1401 году в городе вспыхнула эпидемия чумы. Жители запаниковали: ведь всего за пятьдесят лет до этого Черная Смерть уже выкосила четверть населения Европы, и воспоминания о ней были относительно свежи. Все начали молиться — и чума довольно скоро кончилась. Флорентийцы решили поблагодарить Бога за то, что быстро свернул эпидемию: постановили сделать новые нарядные ворота в баптистерии, где крестили всех флорентийских младенцев (в том числе, например, Данте).


Во Флоренции ужасно гордились своей демократией и любили все решать конкурсами и голосованиями. Поэтому просто заказать кому-нибудь ворота было совсем неинтересно. Город и спонсировавшая проект гильдия портных устроили конкурс, в котором приняли участие семь художников разной степени известности, а судить их назначили тридцать представителей городской знати. В финал вышли двое — Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески.


Оба были не скульпторами, а ювелирами и, видимо, именно благодаря этому так изящно управлялись с бронзовым литьем. Ювелиры в те времена занимались не только украшениями, но и созданием всевозможных красивых вещиц, от скульптур по заказу цехов, до реликвариев и прочего церковного убранства. А еще в их мастерских кипела исследовательская деятельность в области оптики и перспективы, разрабатывали всякие механизмы и искали новые возможности для обработки металлов. В общем, господа финалисты были людьми яркими и всесторонне развитыми.


Художники выполнили тестовое задание: каждый создал по рельефу на заданную тему — «Жертвоприношение Исаака». К слову, от спонсоров оба художника получили одинаковое количество бронзы и на зависть четкое техзадание, вплоть до количества фигур на рельефе и того, что сцена должна быть вписана в четырехлистник.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

рельеф авторства Брунеллески

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

и авторства Гиберти.


Брунеллески решил изобразить тот самый момент, когда ангел выхватывает у Авраама нож и предотвращает ранее предписанное убийство. В самом центре отец держит за шею перепуганного Исаака на алтаре. Рядом лошадка, мирно жующая траву, и двое слуг: один прикорнул, второй увлеченно ковыряет пятку, пытаясь вытащить занозу, но драму оба как-то пропускают. Так Брунеллески хотел подчеркнуть разницу между миром божественным и земным. Или пошутить.


На рельефе Гиберти Авраам еще только замахивается: он не такой жесткий и решительный, как у Брунеллески, а явно сомневается, и поступок для него действительно мучителен. А сверху ангел мчится на помощь, на ходу кастуя барана, который окажется под ударом вместо Исаака.


Могло ли повлиять на мнение жюри еще и то, что Гиберти использовал в своей работе меньше бронзы? Бронза была штукой дорогой, а рельефов планировалось сделать два десятка.


Свидетельства очевидцев расходятся. По одной версии, жюри не смогло однозначно выбрать художника, и им предложили сотрудничать. Гиберти же в своей биографии сообщает, что победу одержал именно он.


Скорее всего, победу между ними действительно поделили, но Брунеллески обиделся, собрал вещи и ускакал в Рим шастать по развалинам вместе со своим другом детства Донателло. На развалинах друзья пугали местных жителей, которые не очень понимали, почему по руинам надо шататься ночью, и думали, что друзья ищут клады. А они всего лишь изучали принципы античной архитектуры. Мало того, Брунеллески вовсе завязал со скульптурой и подался в архитекторы. Во Флоренцию он еще вернется и блестяще выиграет другой конкурс — на создание невероятного купола к флорентийскому долгострою, собору Санта-Мария-дель-Фьоре.


Ну а Гиберти пошел делать ворота. И делал их двадцать лет.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

автопортрет Гиберти на северных воротах.


Получились 28 рельефов, на которых рассказан Новый Завет. Такой бронзовый комикс.


Вот что у него получилось:

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

тут Святой Петр спасается с тонущего судна, а Иисус ему помогает.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

а тут у нас Тайная вечере.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

а вот Иисус на ослике въезжает в Иерусалим, где его встречают радостью и ликованием.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

Искушение в пустыне потрясающе изящным Сатаной с рожками-баранками.


И настолько у него хорошо получилось, что как только северные ворота были закончены, ему предложили сделать еще и восточные — на этот раз безо всяких конкурсов.


Их он лепил и отливал еще почти 30 лет. Так долго получалось еще и потому, что после первых ворот художник прославился, и на него посыпались заказы. Даже Папа Римский ему заказал создание митры. Восточные ворота получились такими чудесными, что через 50 лет стоящий перед ними Микеланджело воскликнет: «Это самые что ни на есть ворота рая!» Так их и будут называть с тех пор — Райские врата.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

вот они какие, восточные ворота.


На них отображены десять самых важных моментов из библейских сюжетов. Бронзовые барельефы покрыты позолотой, выполненной по особой технологии ртутной амальгамы — именно поэтому у ворот такой мягкий блеск. Между панно помещены изображения пророков.


К ним тщеславный Гиберти добавил еще и себя, да не просто добавил, а два раза — по одному на каждые ворота. На восточных еще и с подписью на латыни: «Восторгайся, с каким искусством сделано!»

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

второй автопортрет, на восточных воротах.


И немного подробностей:

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

история про ноев ковчег, где ковчег внезапно изображен в виде пирамиды.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

история Иосифа. Тут уже художник совсем перестал опасаться многофигурных композиций и сложной архитектуры.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

Исаак, Исав и Иаков. И глядите, арки!

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

Царь Соломон и царица Савская (она же Билкис)


Некоторые специалисты считают, что этот конкурс и все, что случилось после него в искусстве Италии, можно считать началом эпохи Возрождения. Поменялось отношение к искусству и художнику, не зря Гиберти смело украшает баптистерий собой.


Сейчас на месте ворот стоит их копия. С 1947 года их долго и с упоением реставрировали, а в 1966 году Райским вратам досталось от наводнения: половина панелей была оторвана. Ворота снова отправили на ремонт, собрали, а в 2002 году начали чистить при помощи лазерного луча. И теперь они находятся в музее при Санта-Мария-дель-Фьоре в боксе с азотом, регуляторами влажности и кондиционированием воздуха.


А еще!

А в Санкт-Петербурге есть их бронзовая копия, она находится в Казанском соборе. Только вот когда решили эти двери повторить, мастер Василий Екимов делал копии с гипсовых слепков, подаренных Академии художеств. Он не видел, как ворота должны выглядеть целиком, поэтому в российской копии порядок чудных «итальянских картин» перепутан.

История искусств, Ренессанс, Длиннопост

Ворота Казанского собора, почти копия восточных ворот.

Спасибо что прочитали, текст мой.

История искусствРенессансДлиннопост

О сайте | About this site

Этот сайт был создан в первую очередь для людей. Для людей, которые любят смех и веселье.

This site was created primarily for people. For people who love fun and laughter.

О контенте | About site content

Сайт содержит контент 18+. Содержание сайта не является уникальным и представляет собой сбор информации с разных ресурсов. При добавлении контента модерация не происходит.

Site content is 18+. Site content is not unique and is a compilation of information from different resources. There is no moderation when adding content.

Внимание ! | Caution!

Создатель сайта ни как не хочет обидеть чувства верующих, сексуальных меньшинств и других групп пользователей. Если все-таки обидели, простите.

The creator of the site, neither as e wants to hurt the feelings of believers, sexual minorities and other groups of users. If all the same you felt hurt, I'm sorry.

Наши друзья | Our friends

About